11 Сентября 2014
Медаль — это своеобразная летопись эпохи....
Что такое медаль
Медаль — это своеобразная летопись эпохи, созданная средствами малой пластики. В ней находят отражение исторические события, экономическая жизнь страны, развитие науки и культуры. Медаль изготавливают из прочного металла, она почти не подвергается разрушению временем: жизнь ей обеспечена на века.
Медаль по своим средствам выражения является скульптурным памятником. Однако, в отличие от скульптуры, медаль не требует больших затрат на свое воплощение и может живо откликнуться на любое событие, отразить и отметить его. Отсюда актуальность медали, ее особая историческая документальность. Медаль позволяет запечатлеть на века значительные события эпохи, облик видных государственных деятелей, представителей науки и искусства.
История возникновения медали
Слово «медаль» происходит от латинского слова metallum. Так с давних пор называли металлический знак, изготовленный в честь или в память важного события или выдающейся личности. Первоначально этот знак выполнял роль награды.
Расцвет техники медальерного искусства относится ко времени императорского Рима. Прообразом современной медали могут служить золотые, серебряные и бронзовые греческие и римские монеты, изготовленные способом чеканки.
Возникновение медальерного искусства в современном понимании падает на конец XIV — начало XV века и неразрывно связано со становлением культуры Возрождения. Наряду с изображениями пап, правителей и кардиналов на медали появляются портретные изображения поэтов, гуманистов, художников, философов.
XVII век занимает особое место в истории европейского искусства. Медальерное искусство развивается почти во всех странах Европы. Укрепление абсолютистской власти в ведущих европейских государствах нашло свое отражение в медали. Серийность ее производства, прочность материала, обеспечивающая долголетнее существование, и, наконец, легкость транспортировки способствовали тому, что медаль распространилась по всему континенту. Однако, становясь официальным памятником, медаль утрачивает ту свободу и демократичность, которые были ей свойственны в эпоху Возрождения. Главным объектом изображения в XVII веке становится король (лицевая сторона медали) и его деяния: выстроенные при его правлении архитектурные ансамбли, дворцы, флотилии, а также одержанные победы (обратная сторона медали).
В XVIII веке медальерное искусство активно развивается. Портреты правителей по-прежнему занимают ведущее место, но передаче исторических событий, раскрытых в условной аллегорической форме, уже придается все большее значение.
XIX век отмечен расширением тематики медалей, а также количественным ростом их выпуска. Во Франции, Германии, Польше, России работает значительно больше мастеров-медальеров, чем в предыдущем столетии.
В XVIII — начале XIX века наиболее интенсивное развитие декоративных тенденций в медали определилось в стиле барокко. Пышные формы, сочная лепка с чередованием света и тени создают богатую пластическую поверхность.
В эпоху классицизма декоративные устремления уступили место строгой сдержанности, хотя символическое изображение различных предметов носит подчас условный характер.
Медаль как национальный художественный памятник
Медаль тесно связана с историей и материальной культурой своего народа. В той или иной степени она всегда сохраняет известные национальные традиции.
Медаль, как официальный памятник, зависит от правящих кругов в значительно большей степени, чем другие виды изобразительного искусства. Короли, императоры, папы и кардиналы старались в медали увековечить свои деяния.
Несомненно, медаль как национальный памятник ярче проявила себя в персоналиях и в медалях с исторической тематикой. Серия медальонов Ф. Толстого, посвященная событиям войны 1812 года, впервые в русском медальерном искусстве подняла медаль до уровня подлинного произведения искусства.
Оживление европейского медальерного искусства начинается в 50-х годах XX века. По глубине содержания и осмыслению исторических событий, по изобразите- льной форме медаль становится подлинно национальным художественным памятником. Воспитательное и эстетическое значение медали необычайно возрастает в последние два десятилетия XX века: медаль обращается снова к передаче и широкому охвату событий.
Традиции медали в нашей стране восходят к раннему средневековью. В XV веке царь Иван IV Грозный раздает всем без исключения участникам особо важных сражений иностранные золотые монеты, которые пришивались на кафтан или шапку. Позже русские цари чеканят монеты, по виду похожие на серебряные копейки - но из золота. Такие монеты предназначались только для награждения воинов и являлись единственными в мире медалями для награждения рядовых участников битв. Командиры получали специально отчеканенные медали, большого размера, порой именные. Петр Великий сделал выпуск медалей традиционным. На них, в отличие от прежних наград, указывалось название данного сражения, вручались они всем участникам битвы.
Начиная с XVI-XVII вв. медаль перестала быть символом исключительно военного героизма. Хотя спортивные соревнования все еще оставались полувоенными, заслуженные в них призы и награды уже не приравнивались к боевым, и имели целью одобрить хорошо развитого человека. Медаль могла вообще не иметь отношения к тому или иному виду спорта. Это была просто награда за успехи, а уж в чем именно – никто особо не разбирался. В XIX столетии мировоззрение людей изменилось, все страны уже приобрели сложившуюся наградную систему, в которой преобладали ордена и медали, а так же памятные и нагрудные знаки отличия. Первый Олимпийский комитет решил так же не отставать от общих традиций и вручать победителям соревнований медали 3-х видов: бронзовую, серебряную и золотую.
Награды I Олимпийских Игр были выполнены по эскизам Шаплена. Мастеру удалось не только отразить все величие момента, но и подчеркнуть историческую связь этого мероприятия с местом проведения. На одной стороне помещалось изображение верховного бога Зевса, которому, как правило, и были посвящены все Олимпиады древней Греции. Он бережно держал на ладони земной шар, на который спустилась Ника – богиня победы, несущая людям оливковую ветвь. На другой стороне художник поместил одну из достопримечательностей Афин – знаменитый Акрополь. Все надписи были сделаны по-гречески. Не менее интересна, хотя и не настолько сложна в исполнении, была и памятная медаль, врученная судьям и членам Олимпийского комитета. На ней так же изображена Ника с лавровым венком, над ее головой сияет античный храм, а рядом изображен мифический феникс, символизирующий возрождение олимпийских традиций. Впоследствии, к каждой Олимпиаде разрабатывался свой уникальный комплект медалей. На них неизменно присутствует символика, указывающая на эллинское происхождение мероприятия, однако кроме этого, каждая страна стремится запечатлеть и свой образ.
Сегодня спортивные медали стали сложнее и уникальнее по манере изготовления. Награждения прошлых лет не отличались особым разнообразием и сложностью, однако сегодня каждое соревнование имеет свой особый комплект медалей, сделанных в единственном числе, что делает каждую спортивную победу еще более памятной.
Современный ассортимент медалей огромен. Медали, отвечая любому запросу закакзчика, отличаются размерами и формами, разнообразием орнаментов и рисунков.
Медаль — это своеобразная летопись эпохи, созданная средствами малой пластики. В ней находят отражение исторические события, экономическая жизнь страны, развитие науки и культуры. Медаль изготавливают из прочного металла, она почти не подвергается разрушению временем: жизнь ей обеспечена на века.
Медаль по своим средствам выражения является скульптурным памятником. Однако, в отличие от скульптуры, медаль не требует больших затрат на свое воплощение и может живо откликнуться на любое событие, отразить и отметить его. Отсюда актуальность медали, ее особая историческая документальность. Медаль позволяет запечатлеть на века значительные события эпохи, облик видных государственных деятелей, представителей науки и искусства.
История возникновения медали
Слово «медаль» происходит от латинского слова metallum. Так с давних пор называли металлический знак, изготовленный в честь или в память важного события или выдающейся личности. Первоначально этот знак выполнял роль награды.
Расцвет техники медальерного искусства относится ко времени императорского Рима. Прообразом современной медали могут служить золотые, серебряные и бронзовые греческие и римские монеты, изготовленные способом чеканки.
Возникновение медальерного искусства в современном понимании падает на конец XIV — начало XV века и неразрывно связано со становлением культуры Возрождения. Наряду с изображениями пап, правителей и кардиналов на медали появляются портретные изображения поэтов, гуманистов, художников, философов.
XVII век занимает особое место в истории европейского искусства. Медальерное искусство развивается почти во всех странах Европы. Укрепление абсолютистской власти в ведущих европейских государствах нашло свое отражение в медали. Серийность ее производства, прочность материала, обеспечивающая долголетнее существование, и, наконец, легкость транспортировки способствовали тому, что медаль распространилась по всему континенту. Однако, становясь официальным памятником, медаль утрачивает ту свободу и демократичность, которые были ей свойственны в эпоху Возрождения. Главным объектом изображения в XVII веке становится король (лицевая сторона медали) и его деяния: выстроенные при его правлении архитектурные ансамбли, дворцы, флотилии, а также одержанные победы (обратная сторона медали).
В XVIII веке медальерное искусство активно развивается. Портреты правителей по-прежнему занимают ведущее место, но передаче исторических событий, раскрытых в условной аллегорической форме, уже придается все большее значение.
XIX век отмечен расширением тематики медалей, а также количественным ростом их выпуска. Во Франции, Германии, Польше, России работает значительно больше мастеров-медальеров, чем в предыдущем столетии.
В XVIII — начале XIX века наиболее интенсивное развитие декоративных тенденций в медали определилось в стиле барокко. Пышные формы, сочная лепка с чередованием света и тени создают богатую пластическую поверхность.
В эпоху классицизма декоративные устремления уступили место строгой сдержанности, хотя символическое изображение различных предметов носит подчас условный характер.
Медаль как национальный художественный памятник
Медаль тесно связана с историей и материальной культурой своего народа. В той или иной степени она всегда сохраняет известные национальные традиции.
Медаль, как официальный памятник, зависит от правящих кругов в значительно большей степени, чем другие виды изобразительного искусства. Короли, императоры, папы и кардиналы старались в медали увековечить свои деяния.
Несомненно, медаль как национальный памятник ярче проявила себя в персоналиях и в медалях с исторической тематикой. Серия медальонов Ф. Толстого, посвященная событиям войны 1812 года, впервые в русском медальерном искусстве подняла медаль до уровня подлинного произведения искусства.
Оживление европейского медальерного искусства начинается в 50-х годах XX века. По глубине содержания и осмыслению исторических событий, по изобразите- льной форме медаль становится подлинно национальным художественным памятником. Воспитательное и эстетическое значение медали необычайно возрастает в последние два десятилетия XX века: медаль обращается снова к передаче и широкому охвату событий.
Традиции медали в нашей стране восходят к раннему средневековью. В XV веке царь Иван IV Грозный раздает всем без исключения участникам особо важных сражений иностранные золотые монеты, которые пришивались на кафтан или шапку. Позже русские цари чеканят монеты, по виду похожие на серебряные копейки - но из золота. Такие монеты предназначались только для награждения воинов и являлись единственными в мире медалями для награждения рядовых участников битв. Командиры получали специально отчеканенные медали, большого размера, порой именные. Петр Великий сделал выпуск медалей традиционным. На них, в отличие от прежних наград, указывалось название данного сражения, вручались они всем участникам битвы.
Начиная с XVI-XVII вв. медаль перестала быть символом исключительно военного героизма. Хотя спортивные соревнования все еще оставались полувоенными, заслуженные в них призы и награды уже не приравнивались к боевым, и имели целью одобрить хорошо развитого человека. Медаль могла вообще не иметь отношения к тому или иному виду спорта. Это была просто награда за успехи, а уж в чем именно – никто особо не разбирался. В XIX столетии мировоззрение людей изменилось, все страны уже приобрели сложившуюся наградную систему, в которой преобладали ордена и медали, а так же памятные и нагрудные знаки отличия. Первый Олимпийский комитет решил так же не отставать от общих традиций и вручать победителям соревнований медали 3-х видов: бронзовую, серебряную и золотую.
Награды I Олимпийских Игр были выполнены по эскизам Шаплена. Мастеру удалось не только отразить все величие момента, но и подчеркнуть историческую связь этого мероприятия с местом проведения. На одной стороне помещалось изображение верховного бога Зевса, которому, как правило, и были посвящены все Олимпиады древней Греции. Он бережно держал на ладони земной шар, на который спустилась Ника – богиня победы, несущая людям оливковую ветвь. На другой стороне художник поместил одну из достопримечательностей Афин – знаменитый Акрополь. Все надписи были сделаны по-гречески. Не менее интересна, хотя и не настолько сложна в исполнении, была и памятная медаль, врученная судьям и членам Олимпийского комитета. На ней так же изображена Ника с лавровым венком, над ее головой сияет античный храм, а рядом изображен мифический феникс, символизирующий возрождение олимпийских традиций. Впоследствии, к каждой Олимпиаде разрабатывался свой уникальный комплект медалей. На них неизменно присутствует символика, указывающая на эллинское происхождение мероприятия, однако кроме этого, каждая страна стремится запечатлеть и свой образ.
Сегодня спортивные медали стали сложнее и уникальнее по манере изготовления. Награждения прошлых лет не отличались особым разнообразием и сложностью, однако сегодня каждое соревнование имеет свой особый комплект медалей, сделанных в единственном числе, что делает каждую спортивную победу еще более памятной.
Современный ассортимент медалей огромен. Медали, отвечая любому запросу закакзчика, отличаются размерами и формами, разнообразием орнаментов и рисунков.